В этой части рассказа мы решили не соблюдать хронологию событий нашего отпуска, а собрать вместе впечатления и фотографии из разных дней. Сложно посчитать, сколько раз за наш небольшой отпуск, мы посетили Трогир. Иногда старый город был конечной точкой назначения нашего пути, но порой, по пути на материк, мы вставали в такую большую пробку, что кто-нибудь брал фотоаппарат и успевал прогуляться по Трогиру, пока “дежурный” водитель медленно продвигался по дороге.
Итак, Трогир условно можно разделить на две части: современный город на материке и старый город на острове. Современный город нам был интересен только наличием больших сетевых супермаркетов, где цены на продукты все же несколько ниже, а ассортимент значительно больше, чем на Чиово. Главный объект - это, конечно, Старый Трогир. У города долгая история. Он считается одним из древнейших городов страны. Укрепленные поселения существовали тут еще 2000 лет до н.э., так что возраст у города весьма почтенный. За 4 тысячи лет Трогир пережил немало войн. Им владели древние греки и римляне, он был в составе Византийской империи, под властью франков, под управлением хорватского, а затем венгерского королей. Почти 400 лет Трогиром владела Венецианская республика, около 10 лет – Наполеон, более 100 лет – Австро-Венгрия. Но в середине 19 века на территории Хорватии начались некие народные волнения, возрос патриотический дух и Австро-Венгрия, от греха подальше, пошла на некоторые уступки. В 1868 году Хорватия получила статус автономии в рамках Австро-Венгерской империи, и в 1887 году Трогир объявил себя хорватским городом. Пропустим далее подробности истории 20 века, отметим только принадлежность Трогира сначала к Королевству сербов, хорватов и словенцев, затем – к Королевству Югославия, далее – к коммунистической Югославии. В 1990 году после распада Югославии Трогир стал частью независимого Хорватского государства. Это небольшое описание помогает понять, какие культуры оставили свой след в истории города. Архитектура Старого Трогира – это также смесь разных стилей, которые тем не менее так тесно переплелись между собой, что со временем стали единым целым, покрытым вековой пылью. Все вместе смотрится так красиво, что у нас не возникало желания разделять исторические памятники на их, например, готические или барочные составляющие, выявлять романскую стену или венецианское окно. Мы не заметили в архитектуре города следов мусульманства. Наверное это связано с тем, что Трогиру удалось избежать турецкого ига. В 1123 году во время нашествия сарацинов местные жители не стали героически отстаивать город, большинство населения бежало в Сплит. Турки разграбили богатый Трогир, покуролесили и ушли. Жители вернулись в город и быстро все восстановили. Трогир снова стал процветающим. Хочется верить, что все это стало возможным благодаря правильно расставленным приоритетам: человеческая жизнь дороже материальных богатств.
В 1997 году ЮНЕСКО включило Старый Трогир в Список всемирного культурного наследия. И не какую-то его отдельную часть или достопримечательность, а весь остров полностью. Маленький городок с лабиринтами узких улочек неизменно притягивает туристов со всего мира. Если вы приехали в Трогир на машине, можно припарковаться на одной из парковок вдоль побережья современной части города. Чем ближе к входу, тем больше машин, естественно. Главный вход в Трогир – через старый каменный мост. Тут тебе и столпотворение, и пробка. С одной стороны дороги – местный рынок, на котором чего только нет (от натуральных продуктов до пляжных ковриков). С другой – автовокзал (см. на схеме - 28), что удобно для тех туристов, которые самостоятельно прибыли на рейсовом автобусе. За рынком есть еще одна платная парковка, от которой на остров ведет новый пешеходный мост. Но почему-то об этом пишут редко. Мы дважды оставляли машину в новом Трогире, чтобы погулять. Оба раза – бесплатно, но до мостов, конечно, приходилось пройтись. Первый раз - на большом дальнем паркинге на Ulica kneza Trpimira. Пункт оплаты был закрыт, шлагбаум поднят, все проезжали свободно. А второй раз заехали на обочину на Ulica Kardinala Alojzija Stepinca. Местный народ там оставляет машины под деревьями в местах, где нет тротуара для пешеходов. Мы тоже втиснулись.
Но вернемся к каменному мосту. И на материковой части, и на острове можно выйти на небольшую набережную, спрятаться в тени деревьев, посмотреть на лодочки. У моста со стороны рынка, есть какой-то популярный ларек с фаст-фудом (см. на схеме - 29). Мы сами не пробовали, но там стабильно очередь, наверное, вкусно. Рядом также есть обменник. Наличные евро нигде не принимают, картой тоже не везде можно расплатиться, так что хотя бы небольшую сумму нужно иметь в хорватских кунах. Мы этот обменный пункт проигнорировали, и когда нам понадобились куны, пришлось искать обменник на острове. Они – не редкость, конечно, но по закону подлости, когда нужны, то сразу не увидишь. К слову, мы поменяли на куны всего 50 евро, нам хватило «с запасом». Курс был 7,10 (получилось 355 кун). Курс зависит от суммы, причем вариантов несколько. В любом случае, расплачиваться обычной рублевой картой было выгоднее.
Переходим мост и дорогу. Первая достопримечательность – Kopnena vrata (см.26) - Материковые ворота (или Северные ворота) со статуей Святого Иоанна Трогирского, покровителя города. Появились в 15 веке вместе с крепостной стеной во время венецианского правления, являлись главным входом в город. Автором скульптуры считается Бонино из Милана. Тот вид, который мы видим сейчас, ворота приобрели в 17 веке во время реконструкции. Не очень монументальное сооружение, довольно маленькие.
Пройдя через ворота, попадаем на небольшую площадь перед палаццо Garagnin-Fanfogna. Среди прочих сувениров, тут продаются картины местных художников, хотя может и не совсем местных, но разве это важно? Попадаются интересные изображения. В самом дворце расположен Городской Музей (Muzej Grada Trogira) -см. № 27. Мы не стали заходить. В основе коллекции – археологические находки, относящие к временам древних греков и римлян (согласитесь, на любителя), книги и документы (все равно почитать не дадут), мебель 18 века и картинная галерея. Наверное, в случае плохой погоды мы бы и зашли, но старые улочки города так хороши, что не хочется их покидать ради музея. Поэтому поворачиваем налево, затем направо и по Gradska ulica выходим на главную городскую площадь Иоанна Павла II (Trg Ivana Pavla II) - см.№ 9.
Это сердце старого Трогира. Известно, что расположение городских улиц сохранилось еще со времен Древней Греции, соответственно, на этом месте располагалась агора (рыночная площадь) – административный и экономический центр города. Позже – Римский форум, а дальше – центр средневекового Трогира. Площадь небольшая, плюс к этому – половину свободного пространства занимают столики окрестных ресторанов и кафе. Вообще гуляя по Трогиру, надо стараться игнорировать запахи вкусной еды, разносящиеся по всему городу; обходить столы, которыми заставлены все более-менее широкие пространства. Кто сказал, что Трогир – это город-музей??? НЕТ, Трогир – это город-ресторан. По крайней мере, таким мы видели его жаркими летними днями-вечерами в пик туристического сезона. Итак, начнем знакомство с городом с посещения центра туристической информации, где можно взять схему расположения местных достопримечательностей. Инфоцентр расположен в восточной части площади в здании Городской ратуши. К слову, Ратуша была построена в 15 веке, неоднократно перестраивалась, но все же сохранила свое ренессансное очарование. Сейчас в здании размещается мэрия города. Желающие могут посмотреть небольшой внутренний дворик. Далее – непременно нужно подняться на колокольню собора Святого Лаврентия, чтобы насладиться целостной картиной: весь Трогир, остров Чиово и море.
Собор Св. Лаврентия/ Katedrala Sv. Lovre/ Cathedral of Saint Lawrence (см. 5 на схеме) – главный собор Трогира, строительство которого растянулось на долгие 400 лет (13-16 вв). Как это часто бывает, строили не на пустом месте: древние греки поклонялись тут Гере (жене Зевса) и приносили жертвоприношения богине, первые христиане построили себе базилику, а уже позже был воздвигнут собор, который разрушили венецианцы в 1212 году. В 1213 году начато строительство существующего собора, который теперь считается ценным архитектурным памятником романского стиля. Колокольня собора – самое высокое строение на острове (47 метров), состоит из трех ярусов, которые строили разные архитекторы в разных архитектурных стилях. Колокольня – типичный долгострой, первый ярус построили в 1422 году, а последний – в 1605 году.
Чтобы подняться на колокольню, нужно купить билет на вход в собор. Вот для таких случаев и нужны наличные куны (пришлось искать обменный пункт). Стоимость билета: 25 кун (примерно 250 рублей).
Билеты в собор продаются прямо у входа, и туристы, прошедшие за решетчатые ворота не спешат заходить внутрь. Все активно фотографируют и рассматривают главный портал – одну из основных достопримечательностей города. В 1240 году мастер Радован украсил вход в собор резными узорами на библейские темы, а также символически изобразил месяцы года в виде местных жителей, занимающихся тем или иным ремеслом. Справа и слева от входа – скульптуры Адама и Евы, стыдливо прикрывающиеся фиговыми листиками, и венецианские львы. Еву скульптор явно обидел, страаашная.
Яркими элементами в интерьере собора являются красивые готические сидения из темного дерева. К сожалению, обычный турист присесть на них не может, доступ закрыт. Заслуживает внимания сокровищница. Созерцание церковных раритетов поможет погрузиться в атмосферу средневекового Трогира. Фотографировать запрещено.
В северной части собора расположена часовня блаженного Иоанна Трогирского (Ивана Урсини), пристроенная в конце 15 века мастером Николо Флорентийцем. Этот итальянский скульптор и архитектор приехал в Далмацию после смерти своего учителя Донателло и до конца своей жизни работал в городках хорватского побережья, следуя традициям знаменитого коллеги. В нишах часовни расположены 12 статуй апостолов и святых. Николо Флорентиец – автор трех, остальные – работа скульпторов Ивана Дукновича и Андрии Алеши. Сейчас в часовне доминирует саркофаг Святого Иоанна Трогирского, установленный уже позже, в эпоху барокко. Считается, что он несколько подпортил вид знаменитого архитектурного памятника эпохи Раннего Возрождения.
Теперь поднимемся на колокольню. Узкая винтовая каменная лестница приводит на нижний ярус. Большая смотровая площадка. Отлично просматривается площадь и соседние дома. В западной части – Старый (Малый) дворец Чипико (14 век) и Новый (Большой) дворец Чипико (15 век). Семья Чипико на протяжении нескольких веков была самой значимой и уважаемой в Трогире. Над строительством дворцов трудились лучшие архитекторы страны.
Дальше предстоит подъем по современным металлическим лестницам. Конструкция позволяет при желании останавливаться и любоваться видами через ажурные окна. Большой колокол с электрическим приводом вызывает некоторые опасения «Только бы не бахнул!», а то есть шанс оглохнуть, ну или просто испугаться от неожиданности. С верней смотровой площадки можно рассмотреть окрестности во всех направлениях. Отличное место, однозначно рекомендуем к посещению.
Вернемся на площадь и осмотрим ее южную сторону. Прежде всего, внимание привлекают городская ложа (Gradska Loža) и башня с часами (см.8 на схеме).
Ложа использовалась для проведения важных общественных собраний и осуществления актов правосудия. Тот облик, который мы видим в наши дни, ложа приобрела в 15 веке после реконструкции по проекту Николо Флорентийца. Первоначальное готическое строение датируется 14 веком. Шесть колонн были привезены с руин древнеримского города. На восточной стене размещен барельеф «Аллегория Правосудия»: с образом Правды, Святым Лаврентием и Блаженным Иоанном Трогирским. Центр барельефа ранее занимал крылатый лев – символ Святого Марка, покровителя Венеции, но в 1932 году льва убрали из политических соображений. В 17 веке был установлен новый судейский стол и ограждение. В 1938 году на южной стене создали барельеф с изображением всадника – Петра Бериславича – народного героя, погибшего в сражении с турками в 1520 году.
К ложе примыкает башня с часами, ранее принадлежавшая церкви Святого Себастьяна. Церковь была построена в 15 веке на средства жителей города в благодарность за избавления от эпидемии чумы. Внутри башни слева – три древних саркофага из церкви Святой Марии, с другой – небольшой мемориал в память горожанам, погибшим в последней гражданской войне (1991-1995гг).
С другой стороны башни – вход в музей сакрального искусства. Ранее на этом месте с 9 до середины 19 века стояла церковь Святой Марии. Здание церкви снесли, но остались иллюстрации 18 века, глядя на которые мы можем представить себе масштабы сооружения. Вот такая мешанина. Но это еще не все!
За зданием ложи прячется старинная дороманская церковь Святой Варвары (9-11вв). Общий вид здания – вообще не доступен, а чтобы попасть в церковь, нужно пройти в арку рядом с ложей на улице Градарска, и в этой маленькой подворотне слева не пропустить неприметную темную дверь. Как ориентир – информационная доска. Если двери закрыты – вообще не догадаться, что тут церковь.
Конечно, сейчас можно было бы добавить информацию еще о парочке церквей, расположенных поблизости, но сделаем небольшую паузу, и в следующей части для разнообразия войдем в Трогир со стороны Чиово.