Коса Долгая | Должанка

В погоне за ветром, или выходные на Должанке

Несколько лет мы слушали рассказы друзей об отдыхе на Азовском море: палатки, виндсерфинг, кайтинг, шашлык и веселые посиделки. Каждый год нас приглашали с собой на Должанку, и вот мы решились… Главной причиной поездки стал кайтинг - давняя мечта Жени (на косе нам анонсировали хорошие условия). Всех остальных просто тянуло к морю и новым впечатлениям.
Тратить драгоценные дни отпуска на «русский юг» не хотелось. Мы в этом направлении не были с середины 90х гг., и сильно сомневались в целесообразности такой поездки, поэтому запланировали ехать на июньские праздники. Прогноз обещает температуру воздуха +33, вода + 22. Неплохо. Друзья забронировали для нас трехместный номер на базе отдыха «Элита» на Долгой косе. Предполагалось разделиться: кто-то спит в номере, кто-то в палатках на берегу.
Состав потенциальных участников поездки с момента начала планирования кардинально изменился, и в результате получилось: наша семья плюс бабушка и дедушка.
Отдых с палаткой для нашей семьи – в новинку, у детей вообще первый опыт, точнее у Андрея (Лера жила в номере).
Новая двухместная палатка нашлась «в закромах» у дедушки. За пару дней до поездки провели на даче «тест драйв». И если изначально спать в палатке нехотя планировали Женя и дедушка, то к концу тестовой сборки - разборки, ночевку в спартанских условиях начали активно бронировать все остальные. На всякий случай, решили купить тонкие спальники, которые «легким движением руки» превращаются в одеяла. Дополнительными покупками стали также пляжный зонт, пляжное кресло для бабушки, шезлонг для Андрея, которые в дальнейшем можно взять в любой отпуск к морю, а также складной мангал и решетка для гриля. Взяли с собой с дачи дров и пару досок, чтобы соорудить стол. При чем долго в магазинах разглядывали кемпинговые комплекты: складной стол со стульями, но решили, что в целом мы еще морально не готовы к кемпинговому отдыху, а ради трех дней покупать не стоит.
Старт наметили на 11 июня. Первый раз выезжаем из дома не полным составом. Накануне решили, что Ларисе после работы целесообразнее уехать из центра на электричке в павелецком направлении, хорошим вариантом оказались Белые Столбы (район Домодедово рядом с «бетонкой»). Все остальные выехали из дома и выбирались по пробкам из Москвы больше 4х часов. Примерно в 7 часов вечера все вместе выехали из Белых Столбов, но дорога была плотно забита, и из Московской области мы выбрались не раньше 9 вечера.
Трасса М4 тоже оказалась далеко не идеальной. Понятно, когда движение затрудняет ремонт дороги или авария, но километровые пробки перед пунктами оплаты дороги – это ненормально.
Всего пунктов оплаты у нас на пути было 6, общая сумма оплаты вперед (с учетом ночного тарифа) – 245 рублей.

Заправка на трассе Москва Дон
Утром на трассе в Ростовской области. Тепло и пахнет южными растениями.

В окрестностях Ростова-на-Дону сотрудники ДПС вымогали деньги, угрожая лишением прав. Денег не дали – отпустили. Днем раньше наш друг раскошелился на «пятерку», сразу не сообразил, что к чему. Когда-то в «перестроечные» времена примерно там же Женю «ободрали как липку» без причины, пользуясь тем, что человек устал в дороге. На обратном пути, на другом посту ДПС в тех же краях, открытым текстом просили 1000 рублей. Впрочем, мы даже как-то не удивились. Денег не дали, поехали дальше, жаль потраченных нервов и испорченного настроения. Борьба с коррупцией до Ростовской области не дошла, слуги закона творят, что хотят.
Утром в 7.57 – въехали в Краснодарский край. Остановились в станице Староминская, чтобы купить помидоры и черешню. Вообще мы ожидали, что цены на фрукты и овощи будут ниже. Купили самые дешевые помидоры (80 рублей за кг), они оказались очень вкусными. И большой стакан черешни за 70 руб (по словам старушки – 800 грамм) – с виду красивая, но 100% червивая. Ближе к Ейску цены стали выше, за кг черешни объявили 250 рублей, потом скинули до 220, но мы не стали покупать.
Насторожила погода: тепло, но небо затянуто облаками и периодически накрапывает дождь.

Дорога до Ейска
Дорога на Должанке
Дорога на Долгой косе

От станицы Должанская до нашей базы отдыха примерно 7 км по грунтовке «а-ля стиральная доска». Пейзажи вокруг довольно унылые: сначала сухие и завалившиеся деревья, потом непонятная трава и колючки. Первая мысль: КУДА мы попали? Зачем нам это нужно? Точное время прибытия в пункт назначения не зафиксировали (примерно в 11 часов), такое с нами часто бывает после долгой дороги.

Коса Долгая Элита

Заплатили за номер за 3 ночи 7200 рублей. Заселились, ужаснулись и немного погрустили. Пасмурно. Грязно. Голодно. Цены в местном кафе, на наш взгляд, неприлично высокие.

Маленький трехместный номер на 1 этаже. Две кровати, холодильник, зеркало, телевизор, душ, туалет. На разных мелких недостатках мы внимание заострять не будем, но вот наглухо засоренная труба в душе - это была проблема, до сих пор противно вспоминать. Из какой-то трубы капала вода, поэтому на полу постоянно была грязная лужа. На мебели - толстый слой пыли. Муравьи. Из положительных моментов: отлично работающий кондиционер, отдельный вход, бесплатный wi-fi.

Элита на Должанке
Элита на Долгой косе
Элита на азовском море
Территория Элиты на Долгой косе

Прошлись по окрестностям, выбрали место для палатки недалеко от нашей базы.
Поставили палатку, съездили в Должанку за продуктами, приготовили на мангале ужин, и вот только сидя за столиком у моря, нас «накрыло»: как же тут хорошо!!! Ради таких моментов стоит преодолевать тысячи километров. Ветер стих, небо прояснилось. Дети были заняты играми у воды. Все искупались.

Пляж на Должанке
Берег Должанской косы

К вечеру берега косы были заполнены отдыхающими из разных городов и регионов (судя по разнообразию автомобильных номеров). Народ до утра отмечал День независимости, выходные или просто радовался жизни. Мы же после заката отправились спать. Вообще не понятно, как у нас хватило сил просидеть так долго без сна. Первую ночь в палатке ночевали дедушка и Женя.