В Таллине множество достопримечательностей и за короткую поездку посетить их все очень непросто. Мы заранее составили свой семейный список must visit, на первом месте которого прочно обосновалась Летная гавань (Lennusadam) - часть Эстонского морского музея.
На просторах интернета часто встречается фраза, что папы с сыновьями в восторге от Летной гавани, соответственно, если в семье есть мальчик, то место - обязательно к посещению. Исходя из нашего опыта - это не совсем верно: видели бы Вы с каким энтузиазмом носились по музею наши мама с Лерой! Когда морская романтика у тебя в крови, половая принадлежность уже не имеет значения.
На посещение Летной гавани нужно выделить как минимум полдня. Представьте огромный ангар для гидросамолетов, в котором на двух этажах расположилась экспозиция: различные лодки и яхты, торпеды и буйки, корабельное оружие и потрясающе интересная подводная лодка “Лембит”. Экспонаты снабжены описанием на русском языке. Любители истории могут прочитать подробности на специальных информационных стендах.
Дети в восторге от аттракционов-симуляторов: можно пострелять из зенитной установки, полетать на самолете, выполнить спасательную операцию на моторном катере и т.п. В фотозоне - примеряешь военно-морскую форму, фотографируешься и сразу же отправляешь друзьям изображение по электронной почте.
Атмосфера вокруг очень демократичная и позитивная. Мы еще нигде не видели такое количество взрослых людей, с удовольствием изготавливающих партию бумажных самолетиков для прицельного запуска по мишени. Забыли как делать самолетики? - Не беда, инструкции по нескольким вариантам прилагаются.
Мы уже упомянули, что в ангаре размещена подводная лодка. Можно сказать, что это ключевой экспонат музея. Самое главное - подлодка доступна не только для внешнего осмотра, можно забраться внутрь.
“Лембит” был спущен на воду в 1936 году. Это одна из самых старых сохранившихся подлодок. В ее интерьере еще присутствуют милые излишества в виде медных табличек, красных шторок и бархатных диванчиков.
Посмотрев экспозицию в ангаре, перемещаемся в порт. В стоимость посещения Летной гавани входит осмотр еще трех кораблей.
Ледокол “Суур Тылл” (1914 год) послужил и царской России, и в составе советского флота. И так как его эксплуатацию прекратили в 1970-е, то и обстановка внутри в стиле советского ретро: в частности, показателен будто кем-то небрежно брошенный на стол “Беломорканал” и судовые документы времен СССР. К слову, большую часть своей службы пароход носил название “Волынец”. То что судно не было списано на металлолом - заслуга Эстонского морского музея, который добился передачи ледокола в 1988 году.
Пограничный корабль “Валвас” (1943 год) - американское судно, подаренное Эстонии в 1997 году. Строгое и аскетичное. После осмотра подлодки и ледокола уже не так интересно.
В финале бодро прошагали по палубе немецкого минного тральщика “Калев”. К этому моменту мы все довольно сильно замерзли. Холодный ветер и дождь - не лучшие условия для прогулок у моря. Но ведь хочется посмотреть всё! Мы провели в музее несколько часов. Впечатления отличные! Вместе с тем чувствовалась усталость и полное отсутствие желания продолжать культурную программу. Совмещать в один день Летную гавань с другими достопримечательностями тяжело, особенно если путешествуешь с детьми. Конечно, было бы идеально дополнить морскую тему, посетив (пусть даже в разные дни) музейную экспозицию в башне Толстая Маргарита, но, к сожалению, во время нашей поездки эта часть морского музея была на реконструкции (до осени 2019 года, если верить администрации).