Крестовый перевал

Арка дружбы и далее до Тбилиси

Крестовый перевал

ჯვრის უღელტეხილი

Военно-Грузинская дорога сама по себе - масштабная достопримечательность, обязательная к посещению, и нет ничего удивительного, что ей уделяется много внимания. Поэтому и мы продолжим свой рассказ, который, напомним, прервался на поселке Арша в Хевском ущелье.

сторожевая башня в Сиони
Дорога в Хевском ущелье Грузия

Арша практически сливается с селом Гарбани, а то в свою очередь, с Сиони и Вардисубани, между которыми возвышается красавица-сторожевая башня. В настоящее время функциональной нагрузки башня не несет, только эстетическую. За башней виднеется Сионская церковь (9-10 вв). Непонятно, как туда проехать, поэтому игнорируем.

Сиони Военно-Грузинская дорога
село на военно-грузинской дороге
окрестности военно-грузинской дороги
Кавказские горы Грузия Трусовское ущелье Грузия

Проезжаем еще один небольшой участок дороги, и поселок Коби встречает нас своими мозаиками. Да, они в жутком состоянии, но все равно выделяются ярким пятном на фоне серых строений. Эти картины были созданы в советское время и изображали сцены из жизни почтовой станции, которая находилась здесь в 19 - нач.20 вв. Чуть дальше у Коби прощаемся с Тереком, тут направление русла реки меняется на 90 градусов (Терек берет начало из ледников горы Зилга-Хох и первые 30 км протекают в стороне от Военно-Грузинской дороги по Трусовскому ущелью). Вскоре за Коби начинается Байдарское ущелье. На границе Хевского и Байдарского расположен большой пост ДПС, который регулирует транспортный поток в сложных погодных условиях.

военно-грузинская дорога в марте
поселок коби грузия
мозаика в коби грузия
пост дпс на военно-грузинской дороге
Кавказские горы в марте Грузия

Дорога в Байдарском ущелье петляет круто вверх. На этом участке несколько узких тоннелей, в некоторых разъехаться со встречкой невозможно, поэтому спонтанно организуется реверсивное движение. Иногда перед въездом в тоннель образуется небольшая пробка, пока проезжает встречный транспорт, но при этом все равно находится какой-нибудь “умник”, который лихо всех объезжает, ныряет в темноту и перегораживает движение. Но это скорее исключение из правила. Мы обратили внимание, что водители, наоборот, ведут себя очень корректно и вежливо по отношению друг к другу.
Тоннели не только узкие и темные, но еще и недостаточно высокие, поэтому рекомендуем держать дистанцию, если впереди едет фура. Несколько раз видели, как они царапают стены крышами прицепов, при этом во все стороны отлетают камни, словить такой очень бы не хотелось.

заснеженный тоннель на военно-грузинской дороге
тоннель на военно-грузинской дороге

Снежные лавины и обвалы - не редкость в Байдарском ущелье. Вообще на этом участке дороги (и за перевалом в том числе, приблизительно до Гудаури) каждый раз едешь и видишь что-то “новое”, имеются в виду очередные булыжники в разных местах, которых накануне точно на дороге еще не было. Когда проезжаешь первый раз, то думаешь, ну упал когда-то камень, убрать некому/не успели, а если ездишь каждый день, то становится не по себе при мысли, что это явление тут постоянно, и нет никакой гарантии, что следующий булыжник не окажется на твоей крыше.

въезд в тоннель на военно-грузинской дороге
старый мост на военно-грузинской дороге
тоннель на военно-грузинской дороге допустимые габариты

Несколько тоннелей - и вот он - знаменитый Крестовый перевал. 2395 метров над уровнем моря. Кругом снег, все белым - бело.
Свое основное название перевал получил в честь каменного креста, установленного у дороги генералом Ермоловым в 1824 году. Алексей Петрович командовал русскими войсками на Кавказе и по сути был там царским наместником. Второй вариант названия - Гудаурский. Тут нет интриги - название дано в честь ближайшего населенного пункта.
Что касается креста, некоторые ученые считают, что Ермолов просто восстановил местную достопримечательность, что крест стоит на перевале с древних времен: сначала некий царь воздвиг его для распятия своих врагов (обычно с уверенностью пишут и что за царь, и что за враги, но факт выглядит очень сомнительно, поэтому мы конкретику упустим), но конечно, тот первый крест не сохранился. В 11 веке во время строительства дороги крест на перевале воздвиг грузинский царь Давид Строитель, но к 19 веку от этого креста мало что осталось, и Ермолов в лучших грузинских традициях крест снова восстановил.
Чтобы можно было остановиться на перевале, обочину предусмотрительно почистили.
Обязательный пункт программы - сфотографироваться со столбиком-отметкой. Далее тропинка ведет к деревянному ящику для сбора пожертвований, также выполненному в форме креста, ну и из сугробов вокруг торчат еще парочка крестов. Ермоловского не видно. Тропу по сугробам к нему никто не проложил.

Крестовый перевал парковка
военно грузинская дорога крестовый перевал
военно грузинская дорога сбор пожертвований
крест на военно-грузинской дороге
серпантин на военно-грузинской дороге

Дальше дорога начинает спускаться вниз и вскоре появляется отворот к Арке дружбы. Масштабное мозаичное панно было создано в 1983 году в честь 200-летия подписания Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией и символизирует дружбу наших народов.

снежная стена на военно-грузинской дороге
горы и арка дружбы на военно-грузинской дороге

Смотришь на эту мозаику и мысленно возвращаешься в советское детство, она навевает какие-то расплывчатые приятные воспоминания, ничего конкретного, просто волна позитива. Раньше были популярны подобные произведения, художественная ценность - сомнительна, но все равно здорово, что они где-то сохранились.

арка дружбы на военно-грузинской дороге
арка дружбы мозаика
ущелье и горное озеро военно-грузинская дорога
горное озеро
белая арагви

Арка дружбы - это не только мозаика, прежде всего - это смотровая площадка. Она установлена на краю обрыва и виды, открывающиеся оттуда - потрясающие: бесконечные снежные вершины, загадочное горное озеро и долина реки Белой Арагви. Здесь в горах река берет начало и постепенно, размывая светлый известняк, спускается вниз бурным потоком.
Редкие одиночные туристы сворачивают к арке и ненадолго поднимаются на смотровую площадку, но судя по брошенным рекламным вывескам и прилавкам, в теплое время года туристический поток обслуживают местные торговцы, предлагая купить мед, вино, чачу, сувениры и прочую продукцию.

кавказские горы ущелье
арка дружбы мозаика грузинская тема

От Арки до Гудаури примерно 3 км (один тоннель и пара крутых поворотов). Так получилось, что менее, чем за две недели, мы пересекли Крестовый перевал 8 раз. Первые 6 поездок были достаточно комфортными и прошли без проблем. Нам даже стало казаться, что все рассказы об опасности на перевале сильно преувеличены. Но седьмая поездка показала, что с перевалом шутки плохи. Первый раз за все время мы увидели у поста полицейских за работой. Нас остановили и попросили одеть цепи на колеса. Было странно, что останавливали не всех, многие легковушки проезжали свободно, а вот машины с “негрузинскими” номерами, как правило, тормозили. Крупный транспорт на перевал не пускали вообще. Как только остановишься, подбегают местные и интересуются, есть ли у нас цепи и не нужна ли помощь, чтобы их надеть. Еще один бизнес. Мы знали, что цепи могут пригодиться и купили их заранее в Москве; устроили на даче тренировочную примерку, поэтому в Коби от “помощи” отказались. Нацепили, но видимо не очень качественно, поэтому вскоре одна цепь слетела. Мы продолжали ехать по асфальту и решили, что одевать обратно смысла нет. Вскоре смысл нагрянул. Дорога обледенела и передвигаться без цепей стало опасно. Мы одели и закрепили по-хорошему обе цепи, и очень осторожно поехали вверх. Большинство машин действовали аналогично. Снег. Видимость почти нулевая. Спускаться вниз было тяжелее. Если бы не цепи, мы бы просто скользили. Несколько машин, проскочивших без цепей, столкнулись на спуске, не справившись с управлением. Местность изменилась до неузнаваемости, неужели еще вчера здесь ярко светило солнце? Все-таки нам очень повезло с погодой для катания в Гудаури. В снегопад, на цепях ездить по 20 с лишним километров в день через перевал и обратно было бы неприятно. А так мы один раз преодолели сложный участок, в Гудаури необходимость в цепях отпала, мы их сняли и отправились дальше вниз.

военно-грузинская дорога спуск к гудаури
тоннель над обрывом военно-грузинская дорога
крутые повороты военно-грузинской дороги

За Гудаури начинается Млетский спуск. Дорога серпантином петляет с горы в долину реки. Достопримечательностью Млетского спуска считается источник Орбелиани. С горы текут ручьи, которые с помощью нехитрого гидротехнического сооружения сливаются в бетонную штуковину. Видимо это как раз то, что построили в 1862 году и наверное так с тех времен и забросили. Это одно из самых грязных мест Грузии, в которых мы побывали. Кругом мусор, а в ущелье с противоположной стороны дороги - настоящая свалка. При этом грузины тут пытаются делать бизнес: соорудили маленькое кафе, магазин и сувенирную лавку. Рядом присутствует платный wc (0,5 лари). С горы на все это безобразие с грустью смотрит Григол Орбелиани - один из лучших грузинских поэтов 19 века, чью память хотели почтить, установив барельеф у горного источника.

млетский спуск военно-грузинская дорога
источник Орбелиани млетский спуск
барельеф Орбелиани млетский спуск
военно-грузинская дорога середина пути

Чем дальше вниз, тем меньше снега. Больше ощущается весна, лучше чувствуется, что ты в Грузии. Проезжаешь череду небольших деревушек. Вот где-то тут находится условная точка - середина Военно-Грузинской дороги, и сложная ее часть у нас уже позади. Иногда вдоль дороги попадаются кафе, рестораны и отели. Достопримечательностей нет, но места красивые, и ехать по дороге приятно.
За поселком Пасанаури сливаются две реки: Белая и Черная Арагви. Вода в реках имеет разный оттенок и они довольно долго текут, не перемешиваясь, чем и привлекают внимание туристов, путешествующих по Военно-Грузинской дороге. Пасанаури, как и некоторые другие грузинские населенные пункты, претендует на звание родины хинкали. Если бы место было более раскрученным, то можно было бы активно эксплуатировать этот факт, а так даже не понятно, можно ли в Пасанаури попробовать “настоящие” хинкали.
Следующий пункт, заслуживающий внимания (и непременно - отдельного рассказа) - крепость Ананури, расположенная на берегу Жинвальского водохранилища. Остановка обязательна!

жинвальское водохранилище грузия
военно-грузинская дорога жинвальское водохранилище

Далее дорога идет вдоль водохранилища до Жинвальской ГЭС. Гидроэлектростанция была запущена в 1985 году, и это не только важный источник электроэнергии в стране, но и часть системы водоснабжения Тбилиси и Мцхеты. Поэтому вдвойне странно, что такой стратегически важный объект в 2007 году был продан швейцарцам!
Недалеко от ГЭС установлен странный памятник 300 арагвинцам, противостоявшим многотысячной персидской армии и ценой своей жизни спасшим жизнь царя Ираклия II. В общем, бетон и арматура, очень индустриальный вид.

памятник 300 арагвинцам
памятник 300 арагвинцам на военно-грузинской дороге

Дорога продолжается в долине реки Арагви. За окном мелькают населенные пункты, названия которых туристу ни о чем не говорят, разве что кроме Натахтари, в котором находится пивоваренный завод, производящий помимо пива еще и вкусные лимонады. Они теперь встречаются в российских магазинах и кафе, только стоимость, конечно, не такая приятная, как в Грузии.
Проезжаем Мцхету и монастырь Джвари, и считай, что уже в Тбилиси. В плотном потоке машин въезжаем в центр города. Но это уже другая история.

военно-грузинская дорога панорама от Джвари