Горнолыжный курорт Бакуриани

Дидвели, Кохта, Митарби

Грузия Бакуриани

В Бакуриани три основные зоны катания: Дидвели, Кохта и Митарби. Схему трасс можно скачать тут. Как обещали в предыдущей главе, расскажем про каждую подробнее.

Бакуриани. Дидвели
Дидвели. Синяя трасса
Дидвели

Дидвели - самая популярная. Пожалуй мы согласимся, что здесь лучшие трассы Бакуриани.
Зона катания условно делится на три уровня. На первый поднимают современные 6-местные гондолы. Отсюда вниз уходит полноценная синяя трасса, с которой местами можно свернуть на небольшие красные участки. Но в целом, мы бы назвали это одной широкой синей трассой, подходящей для начинающих. Это единственная трасса в Бакуриани, на которой включают освещение для вечернего катания. На этом же участке расположен тобогган(см.схему). Расписание работы не понятно, аттракцион не работал и был заметен снегом.
На первом уровне есть детская площадка и кафе.

Выше поднимает кресельный подъемник. Там синих трасс для новичков нет. Вниз идут две трассы: слева - хорошая красная, без сложных участков, доступная “уверенным пользователям”, справа - трасса, маркированная как черная, на деле - неподготовленная зона, используемая для внетрассового катания. Еще левее красной теоретически есть бугель, но мы не видели, чтобы он работал, хотя народ там катался.

На вершину Дидвели (2702 метра) можно подняться на фуникулере. Но это скорее экскурсионное развлечение, чем подъем для полноценного катания. Самая верхняя трасса также отмечена как чёрная. Можно сказать, что это начало нечищенной нижней чёрной трассы, хорошо просматриваемая зона для фрирайда с комфортным уклоном. Но в условиях плохой видимости здесь кататься запрещено. Вот и весь выбор. На наш взгляд, очень скромный.

Дидвели. Схема трасс
подъемник на Дидвели

Теперь перейдем “на личности” и поделимся своим опытом. На Дидвели мы катались 1,5 дня. Отсюда мы начали знакомство с Бакуриани утром 3 января. Первым разочарованием, не считая ужасной дороги по посёлку (см. предыдущую часть рассказа), была отвратительная парковка. Месиво снега и льда. Чтобы хоть как-то там передвигаться, пришлось одевать цепи на колеса. Некоторые машины прочно “закопались” у обочины. Одной легковушке и цепи не помогли: сидела в яме, откуда ее вытаскивали “всем миром”, потому что загородила проезд. Пока мужчины занимались машиной, женщины пристраивали младших детей на обучение. Детской горки нет, детских групп нет (набрали только школьников лет 10-12), один инструктор двоих не берет. Единственный вариант - индивидуальное занятие за 50 лари (1250 руб.) в час на общей синей трассе. Мы слегка растерялись, так как морально не были готовы к такому развитию событий. Немного подумав, все же решили взять инструкторов на час Лере и Савве.

Дидвели. Касса
Дидвели. Толпа у кассы

Третий сюрприз - штурм кассы. Их всего две. Количество народу зашкаливает. Неорганизованная толпа пытается добраться до заветных окошек. Никаких заборчиков для направления потока очереди здесь нет. Победит тот, кто пролезет первый. Площадка перед кассами превратилась в горку и все скользят к окошкам, рискуя раздавить впереди стоящих. Мы целый час провели в этом месиве! Когда добрались до кассира, пришлось поорать на толпу, потому что был реальный шанс, что нас расплющат об стену. В этот момент в голове вихрем проносился русский мат по отношению к этому горнолыжному курорту.
Скипассы оплачивали банковской картой. Два взрослых трехдневных абонемента записали на пластиковые карточки, которые остались у нас еще со времен Гудаури. Если их нет, то нужно будет приобрести за 5 лари (125 руб.). Андрею купили детский абонемент на два дня, потому что протащить его сквозь толпу, чтобы сфотографировать на “Мультикард” не было никакой возможности (без мультикарда абонемент на 3 и более дней не продается). Всего мы заплатили 274 лари (банк списал 6360 рублей). Несомненный плюс - скипассы действуют во всех основных зонах катания Бакуриани (не считая учебных).

Дидвели Красная трасса

Итак, мы счастливые обладатели скипассов. Идем кататься? - Нет! Пора забирать детей, уже прошло больше часа. Каждому инструктору - оплата наличными лари. Как успехи? Чему научилась Лера? - Ничему! 50 лари за то, чтобы инструктор один раз “спустил” ребенка с горы!!! Если Лера по-прежнему ничего не умеет, то ситуация у Саввы не так безнадежна. Он уже не первый раз стоит на горных лыжах и способен сам съехать с горы по прямой “на тормозах”. Расходимся кто куда: Андрей с Женей бегут скорее кататься (и так потеряна масса времени), а Сергею нужен прокат лыж (он единственный из нашей компании, у кого нет своего оборудования). В залог нужно было оставить права. Комплект лыжи+ботинки+палки на 1 день (с 10 до 17 часов) стоит 25 лари (625 руб), чтобы оставить его на вечернее катание - нужно доплатить. Прокат шлема - 5 лари (125 руб.). Карты к оплате не принимают. По правилам безопасности дети должны обязательно кататься в шлеме, взрослым шлем не обязателен. По факту - многие дети на горе были без шлема, никто не обращал на это внимания. Наконец все организационные вопросы решены. Катаемся? - Нет. Предстоит новый штурм - подъемника. По времени процесс занял минут 30. К этому моменту нервы были уже на пределе.

Бакуриани горы

Когда поднимешься наверх в горы - жизнь налаживается. Нам повезло с погодой. Накануне выпало много снега и теперь на солнце все вокруг искрилось. Горные пейзажи в Бакуриани очень красивы и многие приезжают сюда не кататься, а просто погулять и подышать свежим воздухом. Так и получилось в этот день у Лары. Проехав с Лерой по синей трассе метров 200, стало понятно, что ребенок дальше просто не осилит. Возвращались наверх пешком, таща на себе лыжи и сноуборд. То еще “развлечение”. Имея в кармане оплаченный скипасс, в обнимку с ребенком и сноубордом, пришлось довольствоваться осмотром живописных окрестностей. Умиротворение при этом не наступило. Катя, Савва и Андрей несколько раз спустились по синей трассе. Женя с удовольствием катался сверху по лучшей, на его взгляд, красной трассе в Бакуриани (она на фото снизу). Очереди на подьемник по сравнению с нижней станцией практически не было, это очень радовало. И несколько раз спустился с самой вершины по фрирайдной зоне. Катание вне трасс было наверное самым ярким впечатлением Жени из этого отпуска.

Бакуриани Дидвели Трасса с вершины

Через день мы снова приехали на Дидвели, покатавшись утром на Митарби. На парковку решили не соваться, оставили машину на обочине. Стоять у подъемника пришлось минут 20. Очередь была, но уже чуть меньше, чем 3 января. Первым делом мы все поехали на вершину. К сожалению, смотровую площадку накрыла плотная облачность. С лыжами и сноубордами в фуникулер не пускали. Только экскурсионный подъем. А Женя так хотел еще раз прокатиться. Но небольшие новые визуальные впечатления мы все равно получили. Кстати на верхней фотографии, снятой еще в солнечное 3 января, как раз видно, что лыжники уходят вправо от смотровой площадки. Это начало внетрассовой зоны, уходящий вниз к кресельному подъемнику. Андрей с Женей остались кататься по красной трассе, остальные уехали на синюю. Всем хватило нескольких спусков. Очереди все же выматывают.

Дидвели Грузия
заснеженный горный хребет

Хотелось бы добавить несколько слов о питании. Мы два раза посетили кафе на горе Le Ponchik - не понравилось. Долго приходилось ждать свободный столик, потом искать свободные стулья, потом стоять в очередь за едой. При этом то подносы закончатся, то тарелки, то еда… Ассортимент очень скудный: картошка фри, какая-нибудь сосиска-колбаска, суп и пирожок. Первый раз попали на маленький хачапури, второй - на лобиани, что согласитесь, на любителя. Дети булку с фасолью не оценили вообще. Положительный момент: цены приемлемые, принимают оплату по карте. Напитки продаются отдельно рядом в баре. Кофе, чай, вода, пепси, пиво и что-то еще алкогольное (глинтвейна нет). Наш вердикт Дидвели: при адекватном количестве катающихся и хорошей организации процесса тут можно с удовольствием провести один-два дня, не больше.

Вершины Триалетского хребта

Не можем не написать свое мнение по поводу раскрученного на просторах интернета рекламного слогана, что Бакуриани - отличный курорт для семейного отдыха. Трассы для взрослых и детей любого уровня подготовки. Ведь наш случай! Мы представляли, что все катаемся с одной горы: пока взрослые наверху, младшие дети с инструктором внизу на учебной трассе (желательно оборудованной бэйби-лифтом), в общем, как это обычно организовано на горнолыжных курортах. Покатаемся, вместе пообедаем, снова разойдемся по интересам. Но в Бакуриани это оказалось невозможно! Ни в одной основной зоне катания не было учебной горки. После проблем с Лерой на Дидвели, мы подключили хозяина наших апартаментов Джамбула к поиску кого-нибудь, способного научить ребёнка кататься на горных лыжах за умеренную плату. Никакого горнолыжного детского сада или групповых занятий для малышей в Бакуриани мы не нашли. Зато Джамбул нашёл инструктора, с которым можно было оставить Леру на несколько часов. Для этого нам нужно было ехать на “25-метровку”.
“Двадцатьпятка” (так эту горку называли грузины) - это и есть местная учебная горка. Небольшой уклон - то, что нужно для начинающих. Казалось бы проблема решена. Но для всех остальных эта горка слишком маленькая, а до ближайшей полноценной зоны катания несколько километров. Мы, скрепя сердце, оставили нашу 6-летнюю девочку с чужим дядькой на 4 часа. Джамбул гарантировал, что ее никто не обидит, что все будет хорошо. Но от переживаний так просто не избавишься, ведь случись что, мы быстро не сможем добраться досюда по местным пробкам. Инструктор Михаил обещал прислушиваться к ребёнку. Лера просто физически не сможет кататься 4 часа, надо выделить время на отдых, а при необходимости напоить, накормить и сводить в туалет. Мы реально оценивали ситуацию и понимали, что большую часть времени Михаил будет просто нянькой. К сожалению, толку от обучения не вышло никакого. Инструктор вынес вердикт, что Лера ещё маленькая для горных лыж и не может учиться. К слову, Андрей начинал в Австрии в 2,5 года и никто на него не жаловался. Если бы Лере было 3, то может быть мы согласились, что рано, но в 6 лет… Наши друзья-горнолыжники засомневались в квалификации Михаила, возможно, он просто не умеет учить детей “с нуля”. Мы, в свою очередь, судить никого не будем, так как некомпетентны в данном вопросе.

придорожные сувениры
грузинские сувениры
дегустация чачи

Час работы инструктора на “25-метровке” стоит 30 лари (750 рублей), оплата наличными “на руки”. Дополнительно оплачивается подъемник (0,5 лари за каждый подъем на бугеле). Нам Лерино катание обошлось в 130 лари (120 за инструктора плюс 10 подъемов, оплата камеры хранения и сладкая вата). Да, ребёнок был счастлив, получив вместо обеда сладкую вату! Рейтинг Михаила в глазах Леры сильно вырос. Вроде бы получается, что действительно в Бакуриани есть трассы для разного уровня подготовки, но отдых уже не совсем семейный и совсем не удобный, когда члены семьи вынуждены кататься в нескольких километрах друг от друга. Решили, что на этом горнолыжный сезон у Леры закончится. В последний день катания лучше возьмём её с собой на Дидвели без лыж и будем гулять с ней по очереди. Но выручил Сергей, которому за два дня так осточертела бесконечная толкотня, что он решил больше не кататься и остаться с Лерой дома. Так что если у вас аналогичная ситуация, рекомендуем заранее, еще до приезда в Бакуриани, решить вопрос с обучением ребенка. Возможно, там есть занятия для маленьких детей, но например, по предварительной записи или не для всех. Узнавайте “явки - пароли”, чтобы потом не тратить впустую драгоценное время и нервы.

Дидвели Грузия
заснеженный горный хребет
Вершины Триалетского хребта

Пока Лера училась на “25-метровке”, мы осваивали вторую зону катания - Кохту. Два уровня - два кресельных подъемника. Внизу проложена широкая синяя трасса. С вершины (2155 метров) - черная и красная. Направо уходит черная. Это профессиональная сертифицированная трасса, угол наклона которой доходит до 52 градусов. Налево - красная (узкая и неинтересная), на схеме она обозначена синим (на горе была маркирована красным). Всего три трассы!

Бакуриани Кохта Смотровая площадка
Бакуриани Кохта

Перейдем к впечатлениям. Второй день катания, 4 января. К Кохте ведёт очередная узкая нечищенная дорога. Навстречу нам ехал поток машин и на окраине поселка все возможные места для парковки были заняты. Это навело на мысль тоже где-нибудь приткнуть машину, вдруг у подъёмника негде будет оставить. Кое-как припарковались на подходящем для нас по размеру клочке земли, точнее льда… Сразу застряли, поэтому отпал вопрос, ехать дальше или нет. Выгружаемся и идём пешком в гору. В принципе, недалеко, но прогулки в сноубордных ботинках и с досками - не самое приятное занятие. Первое, что мы видим наверху - парковка. Платная (хотя бы не так обидно), будем считать, что сэкономили.

Бакуриани Кохта Красная трасса

Сергей встал в прокате в очередь за лыжами, остальные отправились штурмовать подъемник. Народу тьма. Стоя в толпе, периодически замечали, что некоторые наши соотечественники, от души выругавшись матом, заявляли, что с них достаточно такого горнолыжного отдыха, что лучше они будут просто пить… Хотя бы с этим тут нет проблем. Мы все дружно один раз поднялись на вершину, пофотографировались и уехали на подъемнике на синюю трассу. Кроме Жени, конечно. Он спустился по красной, но она была в ужасном состоянии, местами - земля и камни, поэтому ее вскоре закрыли. И остальное время катался только по короткой черной, пока она была не совсем разбита и не превратилась в сплошные бугры и лед. Все время на одной трассе - это скучно, но если катаешься внизу по синей, то “развлекаешься” стоя в очереди, при этом чувствуешь, что на склоне проводишь совсем мало времени и остается какая-то “недокатанность”.

Бакуриани Кохта на вершине
Кохта Грузия

Через 3 часа нервная система Жени не выдержала однообразия, и он отправился вызволять машину из ямы и забирать Леру с занятий с инструктором. При этом Сергей, можно сказать, только начал кататься. Он 2,5 часа стоял в очереди в прокате! Ему досталась последняя подходящая по размеру пара ботинок и жуткие старые лыжи. К этому моменту красная трасса была уже закрыта, черная разбита, оставалась только неинтересная синяя с постоянной толкотней у подъемника. Думаем, его чувства после этого описывать не стоит.
Итак, работавшая инфраструктура на Кохте: платная парковка, прокат, кафе на склоне (там же можно посетить WC), киоск с фаст-фудом и напитками внизу у подъемника.

схема трасс Кохта и Митарби

Зона катания Митарби открылась в конце 2016 года. Практически, ее можно считать самой новой в Бакуриани, теоретически - это восстановленная трасса, которой не пользовались больше 30 лет. На вершине горы есть даже развалины какого-то сооружения советских времен.

Бакуриани Митарби Парковка
Бакуриани Митарби подъемник

Ничего удивительного, ведь Бакуриани - самый старый горнолыжный курорт в Грузии. Отсчет современной истории поселка идет с конца 19 века, когда члены российской императорской семьи облюбовали местные горы для прогулок. О горных лыжах никто из них, конечно, не помышлял. Бакуриани был местом для летнего отдыха знатных семей, лечившихся на водах в Боржоми. Чтобы поездки за свежим горным воздухом проходили быстрее и комфортнее, была построена узкоколейная железная дорога. Ее ввели в эксплуатацию в 1902 году и она до сих пор функционирует на радость туристам. В 30е годы прошлого века на склонах Триалетского хребта появились любители горных лыж, вслед за любителями потянулись профессионалы, Бакуриани стал местом проведения различных соревнований и центром подготовки олимпийской сборной СССР. В 1990е годы курорт переживал не лучшие времена, вся система развалилась и новому грузинскому правительству пришлось приложить немало усилий и средств, чтобы его реанимировать. В 2006 году Грузия подала заявку в международный олимпийский комитет на проведение зимней Олимпиады 2014 года в Бакуриани и Боржоми, но, как известно, выбрали Сочи. С учётом текущего состояния курорта, это было очень амбициозное предложение.

Митарби Промежуточная станция

Митарби находится в том же направлении, что и Кохта. Но дальше от Кохты идет очень экстремальная лесная дорога вниз по горе. Узкая и ледяная.
Мы отправились на Митарби в третий день катания, утром 5 января. Проскользили вниз по дороге в легком состоянии шока (выбраться бы потом назад!). Порадовала практически пустая парковка и почти полное отсутствие людей вокруг. Подъемник начал работу, как и заявлено в расписании, в 10 часов. Женя уехал наверх, остальные остались ждать открытия кассы. Продажу скипассов начали примерно в 10:20.

Митарби на вершине
зимний лес в горах

На Митарби, как и на Кохте, два уровня и два современных кресельных подъемника. С вершины идут 3 трассы: по центру - черная, справа - красная, слева - синяя. При чем синяя довольно узкая, с выкатами, местами - вдоль обрыва. Для начинающего лыжника она совсем не подходит: Савву периодически несло к обрыву, что его маму ввело в состояние жуткого стресса, они вдвоем с трудом спустились вниз и наотрез отказались здесь кататься. Остальным было более-менее нормально, но честно говоря, единственный плюс Митарби - отсутствие очередей. Красные трассы, ведущие вниз, тоже были не очень удобны для катания на сноуборде, к тому же местами явно не хватало снега. На Митарби пока нет никаких точек общепита, один wc “прямого падения” в деревянной будке за кассой, проката тоже нет.

Бакуриани Митарби

Судя по схеме, с вершины горы в другую сторону идет еще одна трасса - Tatra (с бугельным подъемником, он на верхней фотографии). Подъемник работал, но мы не видели разметки трассы, скорее всего функционировала только ее нижняя часть, наверху снега с этой стороны горы было совсем мало. Митарби и Кохта соединены бугельным подъемником. Но прежде, чем отправляться из одной зоны катания в другую, лучше уточнить все ли “стыковочные” трассы работают. Все-таки на хорошую организацию процесса тут лучше не рассчитывать.

Бакуриани дорога к Митарби
цепи на Старекс

Митарби и Кохта хорошо дополняют друг друга. Как отдельные зоны катания они, конечно, маловаты. На каждую достаточно полдня. Так как выяснилось, что не все из нашей компании могут кататься на Митарби, мы решили уехать на Дидвели. Подъем в гору по ледяной дороге дался нашему Старексу непросто. Очень медленно, очень аккуратно. Было бы две полосы - мы бы доехали без проблем, а так пришлось прижаться к обочине и остановиться, чтобы пропустить встречку. Застряли... В очередной раз выручили цепи. Даже дети сидели замерев и чуть дыша. Лес, конечно, был сказочно красив, но попасть в ДТП здесь боялись все. Однозначно, в Бакуриани надо решать проблему с дорогами. Иначе это не отдых.

Грузия дорога между Кохтой и Митарби

Главный вывод из поездки: на новогодние каникулы в Бакуриани лучше не ездить. Несмотря на то, что официальными праздничными выходными днями в Грузии являются только 1 и 2 января, не стоит забывать о зимних школьных каникулах, во время которых родители организуют совместный отдых с детьми. Было очень много грузинских семей, большинство из них не катались, но тоже шли на штурм подъёмников, чтобы погулять наверху по горам. Представьте, отстоишь дикую очередь, поднимаешься, а трасса почти пустая. Куда делись все эти люди?
Предположим, что вы приехали в “низкий” сезон. Наши друзья, например, отдыхали в Бакуриани в феврале 2017 года, не было ни пробок, ни очередей. Судя по их словам, было душевно и позитивно. Тогда все зависит от цели поездки. Если взрослому первый раз вставать на лыжи/сноуборд, научиться кататься - тогда Бакуриани хороший вариант. А если вы человек опытный, откатавший немало альпийских трасс, то будет скучно. Можно рассчитывать максимум на 3 дня при условии, что открыты все зоны катания, а их периодически закрывают по погодным условиям. Совмещать катание и экскурсионку можно, конечно, но это не эффективно (лишняя трата времени и денег). Поблизости расположен Боржоми, но нам, например, в мае хватило 3 часов на прогулку по городу и парку, включая “отмокание” в горячем источнике, не уверены, что зимой там интереснее. А остальные туристические места от Бакуриани далеко, поэтому лучше не устраивать оттуда долгие выездные экскурсии, а переехать к интересующему объекту поближе, ведь и стоимость проживания там наверняка будет дешевле. Получается, что ехать в Бакуриани не стоит? - Нет, стоит и обязательно нужно, если есть возможность. Побывать в новых местах, подняться в горы, восхититься красотой природы - все это замечательно. Но это не место для полноценного горнолыжного отпуска.