Италия. Кортина-д’Ампеццо

Cortina d'Ampezzo

горная долина в Италии

Небольшая горная долина, окруженная со всех сторон живописными скалами, привлекла первых поселенцев задолго до нашей эры. История не сохранила древние названия деревень, но документально зафиксировано, что в 1420 году здесь существовали поселения Кадоре и Ампеццо, попавшие под власть Венецианской республики. Если дать волю воображению, то можно представить, как рудокопы поутру покидают свою деревню, чтобы в окрестных пещерах добывать сказочные сокровища. Местные богатства привлекают алчных соседей, которые периодически ведут кровавые битвы за территорию, чтобы жестко контролировать все процессы. Но в реальности все было гораздо банальнее: основой экономики являлось сельское хозяйство и торговля древесиной. Фактически местность оставалась довольно независимой, с высокой степенью самоуправления. Главный интерес представлял торговый путь, соединяющий Италию и горные районы Австрии.

Юрисдикция этой приграничной территории менялась не раз. Италия - Австрия - Италия - Австрия… Но несмотря на то, что долина очень долго принадлежала Габсбургам, жители сохранили в общении итальянский язык. Резкий скачок прогресса в 19 веке сильно повлиял на процессы развития науки и техники, начал менять мировоззрение европейцев. У многих появилось не только желание, но и возможность путешествовать, удовлетворять потребность в получении новых знаний и впечатлений. Стало модно философствовать, восторгаться красотой природы и заниматься спортом. Вот на этой волне и возникла сфера туризма в долине. Знаменитые альпинисты покоряли местные вершины. Состоятельные любители горных пейзажей могли с комфортом приехать сюда по железной дороге. Для них строились дорогие отели и рестораны. Вскоре здесь появились первые лыжники и в начале 20 века была открыта лыжная школа.
Идиллия была разрушена Первой мировой войной. Кортина-д’Ампеццо оказалась на линии фронта между войсками Италии и Австрии. В окрестностях велись ожесточенные бои, в которых погибло много местных жителей. По условиям Сен-Жерменского договора 1919 года Кортина-д’Ампеццо, как и Южный Тироль, вошла в состав Италии. Но если взглянуть на этот факт с другой стороны, то вполне корректно было бы использовать фразу “вернулась в состав Италии”. Все-таки историческая ситуация тут отличается от типично австрийского Южного Тироля.

итальянские Альпы ретро
горнолыжный отдых ретро
лыжница в Альпах

Оправившись от последствий войны, жители долины взялись за восстановление туристической инфраструктуры, и уже через несколько лет она стала известным центром лыжного спорта. Кортина-д’Ампеццо была выбрана местом проведения Зимних Олимпийских игр 1944 года, но из-за Второй мировой войны они были отменены. Город все-таки стал хозяином зимней Олимпиады, но уже в 1956 году. Кстати, 1-е место в общем зачёте этих игр заняла сборная СССР, впервые принимавшая участие в зимней Олимпиаде. Порадовала и наша сборная по хоккею, выйгравшая олимпийское золото.

хоккей олимпиада 1956
Зимняя Олимпиада 1956

Жители 22 стран могли наблюдать за олимпийскими соревнованиями, проходившими на фоне местных красот, ведь в Кортине впервые использовались прямые телетрансляции. Представляете, какая масштабная рекламная кампания! Туристический поток вырос в несколько раз, цены тоже.
И вот такое ощущение, что дальше началась борьба не за количество туристов, а за качество, точнее, за толщину кошелька приезжающих. Кортина-д’Ампеццо стала позиционироваться как горный оазис итальянской Dolce Vita. Горнолыжный, как впрочем и любой другой спорт, был отодвинут на второй план. Спортивная инфраструктура изрядно поистрепалась, ну или как минимум, не дотягивает до элитного уровня. Но это дело поправимое, главное - желание, ведь потенциал есть.

Кортина-д’Ампеццо SR48

Мы приехали в Кортину на 1 день. Нельзя было упустить возможность посмотреть самый престижный итальянский горнолыжный курорт. До него всего 50 км пути от наших австрийских апартаментов. Дорога SS51 в Кортину-д’Ампеццо проходит через живописные горы и ехать по ней в хорошую погоду - сплошное удовольствие. Вообще добираться до Кортины без машины крайне неудобно. Железную дорогу, которую между прочим обновили к Олимпиаде, закрыли в 1962 году. Что такого критичного могло с ней случиться за 6 лет? Теперь единственный междугородный общественный транспорт - это автобус, который нечасто ходит, особенно вне сезона.

дороги в Кортина-д’Ампеццо
Кортина-д’Ампеццо пешеходный мост

Дорог, кстати, всего две: с севера на юг через город проходит вышеупомянутая SS51, а с запада на восток SR48. Центр города - пешеходный, вокруг него - одностороннее движение по кругу против часовой стрелки. Логично, конечно, но от пробок не спасает. Пробки на дорогах, пробки на парковках. Но после зимних дорог в грузинском Бакуриани, все это мелочи жизни, даже нервничать не стоит.

Кортина-д’Ампеццо схема трасс

Так что с каталкой? Регион анонсирует 120 км трасс. 3 зоны катания. К востоку от города расположена Faloria - Cristallo (44 км, преимущественно черные и красные трассы). Сразу отметим, что мы там покататься не успели, да и не было смысла подниматься с Лерой, для нее еще сложно.
К западу от города - Tofana (47 км, на любой вкус и уровень подготовки). Мы начали с южной части Тофаны. Это шикарная “синяя зона” для детей и новичков. Широкие склоны с комфортным уклоном. Чем дальше от главной парковки, тем меньше народу. Иногда мы спускались практически одни. Но профи, конечно, тут быстро наскучит. И тогда можно перебраться севернее.

зона катания Tofana парковка

Чтобы максимально быстро добраться до вершины Tofana Di Mezzo (3244 м) мы уехали к парковке нижней станции фуникулера (северная часть города). Минус в том, что парковка платная. Зато передвижение на машине здорово экономит время, скибасы ходят нечасто, а по трассам и подъемникам передвигаться в Tofana неудобно. В Кортина-д’Ампеццо мы ездили полным составом (бабушка с дедушкой - с экскурсионной целью). После легкого обеда (чай с бутербродами) кататься продолжил только Женя, остальные разделились “по интересам”: Андрей уснул в машине, оставили его под присмотром бабушки, а Лара, дедушка и Лера не стали упускать возможность подняться на гору. Красота вокруг неописуемая, да-да, именно та, про которую говорят, что словами и фотографиями не передать. Но жуткий холодный ветер наверху мешал в полной мере насладиться видами. Из-за неблагоприятной погоды часть трасс была закрыта, как и самая верхняя смотровая точка. Но все остались довольны.

Tofana Di Mezzo фуникулер

В нескольких словах упомянем третью зону катания - Lagazuoi - 5 Torri (29 км, красные и синие трассы). Находится за городом, дорога займет как минимум 30 минут. Зона катания не очень большая, но судя по отзывам, весьма живописная. С вершины Lagazuoi можно спуститься в соседний регион Alta Badia, но при этом надо рассчитывать, что возвращаться в Кортина-д’Ампеццо придется на транспорте, подъемниками регионы не связаны.

Tofana станция фуникулера
Tofana фуникулер
трассы в Кортина-д’Ампеццо

Итак, наш личный вывод: можно смело рассчитывать на 3-4 дня нескучного катания в Кортина-д’Ампеццо. Оптимально, чтобы покататься во всех зонах и получить эстетическое удовольствие от красоты местных гор. И конечно, не забываем, что сам город заслуживает внимания. Исторический центр небольшой, но место очень стильное и колоритное.

дорожки в Кортина-д’Ампеццо
Кортина-д’Ампеццо платная парковка

Мы оставили машину на бесплатной парковке на улице Via Dei Campi. Координаты: 46°31'59.8"N 12°08'10.2"E (46.533288, 12.136177). Центр совсем рядом. Проходим мимо местного кладбища и церкви Мадонны Защитницы (Chiesa della Madonna della Difesa). Церковь построили в 15 веке в честь победы местных войск в 1412 году в битве с армией Сигизмунда Люксембургского (будущего императора Священной Римской империи). Считается, что тут не обошлось без божественного вмешательства Девы Марии, отсюда и название.

церковь Святого Франциска в Кортина-д’Ампеццо
дома в Кортина-д’Ампеццо
Chiesa di San Francesco
Chiesa di San Francesco фрески
колокольня собора Святых Филиппа и Якова в Кортина-д’Ампеццо

Наш путь проходит мимо аккуратных альпийских домиков. Вот открывается дверь и на улицу выплывает пожилой мужчина в дорогом пальто, в шляпе и с тростью, осанка будто одну трость он уже проглотил. Вот это да! Мы, конечно, читали, что народ здесь отдыхает непростой, но не ожидали, что старички тут тоже стильные. Зашли в крошечную церковь Святого Франциска (Chiesa di San Francesco). Сразу видно, что старинная (14 век). Внутри сохранились небольшие фрагменты фресок. Отсюда метров 100 до центральной улицы - Корсо Италия (Corso Italia). Тут расположены дорогие отели, модные бутики люксовых брендов, сувенирные магазины, кафе и рестораны. Пешеходная зона в Кортина-д’Ампеццо позволяет тратить кровно заработанные в неограниченных масштабах, главное, чтобы было что тратить. Мы же наслаждались новогодней атмосферой, рассматривали нарядные витрины и необычных для горнолыжного курорта прохожих. Раньше была такая поговорка: если в Альпах встретишь женщину в норковой шубе, то она точно из России. А вот и нет! Очень может быть, что она итальянка. Дамы в мехах лавируют между магазинов, умудряясь активно жестикулировать руками с брендовыми пакетами. Рядом дети, которых тоже не обделили покупками, все довольно щебечут. Горнолыжный спорт тут дело второстепенное.

Корсо Италия Кортина-д’Ампеццо
Кортина-д’Ампеццо на рождество
Кортина-д’Ампеццо вывеска отеля

Corso Italia проходит через Piazza Angelo Dibona. Это главная городская площадь, названная в честь уроженца Кортина-д’Ампеццо - Анджело Дибона - одного из лучших альпинистов, первопроходцев, горных гидов и горнолыжных инструкторов. Местному герою в 1976 году на площади также поставлен памятник. Доминирует на площади колокольня собора Святых Филиппа и Якова (Basilica Minore dei Santi Filippo e Giacomo). Базилика построена в середине 18 века на месте старого готического храма. Современная колокольня (пятая по счету) была построена в середине 19 века. Это одна из самых высоких колоколен в Доломитах. Следом идет здание старого муниципалитета. На фасаде изображены гербы 11ти древних семей местной долины. Здесь расположен городской центр туристической информации. Гуляя по Корсо Италия можно увидеть и другие старинные дома с фресками.

Кортина-д’Ампеццо бывший муниципалитет
Кортина-д’Ампеццо дом с фресками
Кортина-д’Ампеццо кафе
Кортина-д’Ампеццо Corso Italia
Кортина-д’Ампеццо витрина
Кортина-д’Ампеццо на закате

Прошли до конца улицы и вернулись назад к оживленному перекрестку Corso Italia/Via Roma c дорогой SR48. Вдали виднеется пешеходный мост, навевающий мысли о том, что некогда он был железнодорожным, в принципе от него недалеко по прямой до здания бывшего ж/д вокзала, ставшего автобусной станцией. Наверное, посещение местного этнографического музея позволило бы больше узнать об истории города и о том, почему закрыли железную дорогу. Но для однодневной поездки нам было вполне достаточно полученных впечатлений. И основная цель у нас была все-таки покататься. Мы очень довольны этой поездкой. Предвкушаем, что когда-нибудь окажемся здесь снова.