В последнее время мы налегке никуда не ездим, хорошо иметь большую машину и не думать о размере багажа. Вот и сейчас мы захватили с собой
ролики и самокаты. Сегодня солнечная погода, сухо, поэтому можно покататься. Решили, что для данного мероприятия отлично подойдет парк 300-летия Санкт-Петербурга. Это самый молодой парк города,
достаточно большой по площади, и мы надеялись, что там будет много дорожек с подходящим покрытием.
Как уже ясно из названия, парк был открыт к 300-летнему юбилею города (2003 год). Мы ни разу там не были, и рассчитывали увидеть на берегу Финского залива некое место для отдыха,
устроенное по современным стандартам, с аккуратными дорожками и дизайнерскими газонами, детскими площадками и множеством скамеек.
Не тут то было! Парк, конечно, большой, но военно-морская тема навевает мысли о советском прошлом и смотрится скучно. Над территорией доминирует гранитная колонна - маяк.
Центральная аллея выложена плиткой, что для роликов не удобно. Но и асфальтированных дорожек в парке достаточно, есть где покататься. Финский залив очень хорош! Но мы не учли, что там может
быть ветер, холодный и сильный!
Приехали, разобрали equipment, Лера и Савва начали гонять на самокатах. Это одно из любимых занятий Леры, но тут она и 30 минут не продержалась. Начались капризы “спрячьте меня от ветра, я устала”. Пришлось сходить за коляской и по очереди ее в ней катать. К такому повороту событий мы не были готовы, и время нахождения в парке пришлось сократить.
После обеда внесли предложение посетить артиллерийский музей, но дети восприняли его без энтузиазма. Нам вчерашних музеев тоже хватило, поэтому поехали просто гулять на Заячий остров. Напомним, что именно на этом острове находится Петропавловская крепость, со строительства которой и началась официальная история Санкт-Петербурга. Взрослый состав нашей компании в Петропавловской крепости был неоднократно, поэтому ничего нового мы для себя открывать не собирались, а детям вообще пока без разницы, что это за крепость. Но именно это место первым пришло в голову, как вариант для прогулки: красиво, в центре, нет транспорта, поэтому легче наблюдать за передвижениями детей.
Оставили машину недалеко от станции метро Горьковская. По пути к Петропавловке посмотрели в Александровском парке «Мини-город» - копии основных достопримечательностей города, отлитые в бронзе в масштабе 1:33. К сожалению, смотреть из-за забора было не очень интересно, но подойти ближе возможности не было. Также в парке установлена скульптурная группа “Зодчие”, которая оказалась невероятно популярна, все кому не лень, оккупировали колени бронзовых архитекторов, стол и прочие места, куда можно присесть.
По Кронверкской набережной промчалась колонна ретро-автомобилей. Город готовится к 9 мая, репетируют.
На Заячий остров перешли по Иоанновскому мосту (считается первым мостом Петербурга), рядом с которым на свае установлена маленькая незамысловатая скульптура Зайца. Для раскрутки арт-объекта придумали новую традицию: кто сможет кинуть монетку и попасть на площадку рядом с зайцем, того ждет большая удача. Мелочь, а приятно.
Почему такой важный для истории города остров имеет забавное
название “Заячий”? Этот топоним берет начало со времен, когда территория дельты Невы была заселена финно-угорскими племенами. Маленький остров (сейчас его длина — 750 метров, ширина — около 400,
но вероятнее всего, что раньше он был еще меньше) часто затоплялся, постоянного поселения не имел, и только зайцы облюбовали это место для жительства. Не хочется думать о том, что с ними было в
период наводнений, возможно, где-то поблизости жил Мазай. Финны называли остров Jänissaari (Янисари), в переводе на русский - заячий. В начале 17 века на эти территории пришли шведы.
У русских война со шведами была чуть ли не национальной забавой, конфликты периодически возникали с 12 по 19 века, иногда война затягивалась на много лет, победу одерживала то одна,
то другая сторона.
И вот итогом войны 1614-1617 гг стало подписание Столбовского мира, по которому среди прочего Швеция получила всю территорию бассейна Невы. Заячий остров при шведах получил название Люст-хольм
(Весёлый остров) или Люст-эйланд (Весёлая земля). Шведы устраивали на острове увеселительные мероприятия.
Следующим шведским названием стало Тойфель-хольм (Чертов остров) - после крупного наводнения, при котором погибло много народа.
В начале 18 века в ходе Северной войны Петр Первый отвоевал эту территорию, и остров снова получил название Заячий. По этому поводу существует легенда: царь посчитал, что плотники, строящие
крепость, работают слишком медленно и решил их наказать, но тут ему на сапог прыгнул испуганный заяц. Это развеселило Петра, он сменил гнев на милость и повелел назвать остров Заячьим.
С тех пор название острова не менялось, даже в советское время. Зайцы - вне политики, подходят любому режиму.
Изучая в школьные годы историю России петровских времен, в том числе строительство Санкт-Петербурга, мы представляли себе царя, стоящего на морском берегу, и размышляющего о строительстве
города в суровом северном крае. Следом контрастная картинка: прекрасный город вместо дикой местности. При этом нам рассказывали, какой замечательный был царь, реформатор - просветитель. Да! Точно!
(все соглашались). Но история как наука - очень занимательный предмет, всегда в старой теме находится что-то новое. Вот и с возникновением Петербурга не все однозначно. Исходя из имеющихся фактов,
можно сделать вывод, что строительство нового города - пропаганда и некий рекламный ход. Тут Петр Первый все очень четко просчитал и не ошибся. Спрашивается, зачем строить “с нуля”,
если рядом уже есть шведская крепость и город? Завоевал - переименуй и распоряжайся, но тогда прощай статус “основателя Петербурга”.
В отличие от Заячьего острова, шведская крепость Ниеншанц располагалась в очень удобном месте, которое было выбрано “с умом”, левый берег реки Охты - ближайшее место к морю, которое не затоплялось
даже во время крупных наводнений. При чем примерно на этом же месте в 1300 году уже была построена шведская крепость Ландскрона («Венец Земли»), которую разрушили новгородцы во время очередной войны.
Затем на месте крепости существовали поселения, например, в начале 16 века - город Невское устье, имеющий гостиный двор и таможню.
В 1632 году на правом берегу Охты, напротив крепости, был основан торговый город Ниен (Ниенштадт), со временем ставший крупным и богатым. Ниен был многонациональным городом: в нём дружно жили
шведы, финны, русские и немцы. Население занималось торговлей, ремёслами, земледелием, рыболовством и судостроением. В окрестностях Ниена активно строились загородные усадьбы и поселки.
Одна из таких усадьб (небольшой домик с двором и садом) стала впоследствии Летним садом.
Шведское военное командование приказало сжечь город в 1702 году, чтобы русские не использовали строения для прикрытия при штурме Ниеншанца.
В итоге, крепость все равно была взята в мае 1703 года, а город переименован Петром I в Шлотбург (нидерл. Slotburg — Замо́к-город). Экономически более целесообразным было бы укрепление Ниеншанца
и восстановление разрушенного центра Ниена, что в принципе и предлагалось Петру I. Но он решил строить новую крепость на Заячьем острове. Это требовало больших финансовых вложений,
начиная с укрепления и искуственного увеличения острова (в ширину и высоту). Современники восприняли затею, как новую потеху царя. Существует мнение, что строительство крепости на Заячьем острове
было стратегически обосновано, но известно, что шведы для военных целей использовали фарватер Большой Невки, а это в стороне от острова. Так или иначе, но этот дорогостоящий объект ни разу в
военных действиях не участвовал.
Зато вокруг крепости вырос город, который со временем поглотил и территорию Шлотбурга (Ниена). Так что Санкт-Петербург - далеко не первый город на Неве, строился не на пустом месте, и учитывая,
что часть Петербурга - это Ниен, то корректно ли считать датой основания города 27 (16) мая 1703 года, вопрос… Но что-то нас занесло не в ту сторону, вернемся к Петропавловской крепости.
Ее первоначальное название - Санкт-Петербург, впоследствии перешло на весь вновь возникший город, а крепость стала Петропавловской в честь построенного на её территории собора.
Крепость строили по проекту Петра I, сначала она была деревянной, но спустя три года дерево заменили на кирпич. И так как статус оборонительного сооружения крепость потеряла, ей придумали новое назначение - тюрьма. Почти двести лет за ее стенами содержали под стражей политических заключенных и преступников. Некоторые тюремные помещения сохранились до наших дней, и желающие могут осмотреть их с экскурсией.
В 20 веке Петропавловка стала частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Территория крепости открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 20:00, расписание работы интересующей экспозиции лучше уточнять заранее, бывают нюансы. В среду в музеях выходной день. В Петропавловской крепости можно много чего посмотреть, самостоятельно или с экскурсией, постоянные экспозиции и временные.
На территории крепости расположен Монетный двор. В начале 19 века для него построили отдельное здание. Это действующее предприятие, но туристы могут посетить производственный музей, основанный в 2003 году. Экскурсию надо заказывать заранее, количество посетителей строго ограничено.
До наших дней сохранилась традиция: ежедневно в 12 часов дня производится выстрел из пушки с Нарышкинского бастиона. Эта традиция имеет официальный статус, который закреплен в городском Уставе. Каждую субботу в летний период, на радость туристам, на территории Нарышкина бастиона после полуденного выстрела проходит символическая церемония развода почетного караула.
Желающие могут подняться на крепостную стену и прогуляться между Государевым и Нарышкиным бастионом. Но высота стен небольшая, и на наш взгляд, платить за очередной вид на город смысла нет. В Питере достаточно бесплатных видовых точек.
В теплую погоду приятно прогуляться по берегу острова за крепостными стенами. Правда летом в этих местах много отдыхающих и загорающих граждан.
На этой прогулке мы и закончим наш рассказ о поездке в Питер. На следующий день, не торопясь, собрались и выехали в сторону дома. По пути захватили наших пассажиров. Доехали без приключений за 10,5 часов. Бюджет поездки получился около 5000 рублей, это затраты на питание и музеи (проживание бесплатное, а дизель полностью окупился за счет блаблакарщиков).