Санкт-Петербург

Музей городского электрического транспорта

вывеска музея трамваев Петербург

После неудачного посещения парада трамваев на Чистопрудном бульваре в апреле, желание посмотреть старинные трамваи только усилилось, и раз уж мы в Питере, не стоит упускать возможность посетить местный Музей городского электрического транспорта, где можно не только смотреть экспонаты, но и зайти в вагоны, посидеть, потрогать, что-то покрутить и т.д. То, что нужно детям!
Музей расположен на территории трамвайного парка на Васильевском острове (Средний проспект, д.77). Часы работы музея и время начала экскурсий лучше уточнить заранее. Нам повезло: мы приехали случайно, ничего не узнавая, музей работал и вскоре должна была начаться экскурсия. Стоимость билетов (в мае 2015 года): взрослый - 270 рублей, детский - 90 рублей. Экскурсия включена в стоимость, но если вы захотите прокатиться на старинном трамвае, нужно будет купить дополнительный соответствующий билет. Нам не пришлось размышлять на тему, ехать или нет, потому что ко времени нашего посещения катать на трамвае закончили и поставили его в депо. Кстати, само здание депо построено еще до революции (в 1906-1908 гг).

трамвайное депо на васильевском острове

До начала экскурсии мы успели посмотреть несколько трамваев. Интересно!!! В принципе, от экскурсии мы ничего особенного не ждали, но она оказалась очень хорошо организована и настолько увлекательна, что все взрослые, не отвлекаясь, внимательно слушали подробный рассказ об истории городских трамваев и троллейбусов. Что делали дети (имеем в виду всех посетителей, не только наших)? Сначала, конечно, были рядом с родителями, но потом как-то незаметно разбежались по депо и начали дружно играть, то в прятки, то в догонялки и т.д. И так как на запрещенную территорию они не заходили, никто из сотрудников музея детям не мешал развлекаться по-своему. После экскурсии вылавливали детей чумазых, но счастливых. Наши заявили, что это лучший музей на свете.
В настоящее время вниманию публики представлено 22 трамвая и 7 троллейбусов. Как мы поняли, все экспонаты “на ходу”, в хорошем техническом состоянии, почти все - подлинники.
В дальней части депо, куда посетителям музея вход запрещен, находятся транспортные средства на реставрации и ремонте, и судя по их количеству, музей будет расти.

старинный трамвай Петербурга
старинный трамвай в Петербурге
омнибус ретро-фото

Экскурсовод знакомит с экспонатами в хронологическом порядке.
Мы решили, что немного написать об истории городского транспорта будет не лишним. Начнем с омнибуса. Это многоместная карета, запряженная лошадьми, которая могла перевезти до 20 человек. Первые омнибусы появились в Петербурге в 1830 году и стали более дешевой альтернативой поездки на частном извозчике. Со временем, количество маршрутов омнибусов росло, как и пассажиропоток, и появились двухэтажные кареты. Верхний этаж назывался империалом, считался менее удобным и поездка наверху стоила в два раза дешевле. Понятно, что качество дорожного покрытия в городах в 19 веке оставляло желать лучшего. Карету трясло, она грохотала по улицам, да и лошади с трудом тянули эту конструкцию. Это сейчас в некоторых городах мира туристы с удовольствием катаются на омнибусах, раньше удовольствие равнялось нулю. Поэтому вскоре омнибусы начали заменять конками.

омнибус на перекрестке Невского проспекта и Михайловской улицы начало 1900 года
омнибус на улице Петербурга

Как раз конки и считаются прародителями трамвая. Усовершенствование заключается в том, что вагон поставили на рельсы, лошадь смогла тянуть больший вес, поэтому увеличили количество пассажиров, при этом скольжение по ровным рельсам позволяло ехать в более комфортных условиях, без былой тряски. Сначала конка появилась в пригородах Петербурга и использовалась для перевозки грузов. Новый вид транспорта распространялся медленно: высокие рельсы мешали дорожному движению, но в 1852 году изобрели рельсы, которые утапливались в дорожное полотно, и вскоре новые маршруты конок были проложены в большинстве крупных городов мира, в том числе в Петербурге. В 1860 году проложили первый маршрут грузовой конки, а в 1863 - пассажирской. В это же время появились и официальные правила поведения пассажиров, например, входить и выходить из вагона только во время остановки и только справа по ходу движения. Популярность нового вида транспорта быстро росла и вскоре появились вагоны с империалом. Женщинам было неприлично ездить на империале и официально запрещено до 1903 года.

схема конно-железных дорог Петербурга
Конки на Васильевском острове

Даже большое количество маршрутов конки не могло удовлетворить все возрастающую потребность в перевозке. И русский инженер Фёдор Пироцкий начал проводить опыты по запуску вагона на электрической тяге. На вагон конки №114 поставили электрический двигатель, и он превратился в первый в мире трамвай, который был официально представлен 22 августа 1880 года в Санкт-Петербурге. Показательный заезд прошел успешно, во всем мире заинтересовались новым изобретением, особенно братья Сименс, у которых появилась масса вопросов к российскому ученому. Именно они открыли в 1881 году в Берлине первую в мире постоянную электрическую трамвайную линию. А дальнейшее развитие трамвайного движения в России продолжилось только через несколько лет. Владельцы конок всячески препятствовали нововведениям, а город не мог нарушить условия контракта, в течение действия которого запрещалось вводить другие виды тяги на дорогах Петербурга без их согласия.
В итоге, Пироцкий умер в нищете, а что такое Siemens… без комментариев.

стоянка конок у Александровского сада начало 1900 года
конка на остановке Дворцовая площадь

До активного введения городского электрического транспорта в Петербурге появились паровики (в 80-е годы 19 века). Лошади заменялись паровозом, который тащил за собой 2 - 4 вагона с пассажирами. Но просуществовали такие маршруты только до 1922 года.

ледовый трамвай начало 1900 года

Следующим событием в истории городского транспорта стало появление ледового трамвая в 90е годы 19 века. А как же контракт с владельцами конно-железной дороги? Нашлась “лазейка”! Действие договора касалось только городских улиц и не распространялось на водные пути. Поэтому на Неве по льду были проложены 3 трамвайные линии, которые в зимний сезон оказались очень востребованы.

ледовый трамвай
конечная станция ледового трамвая Румянцевский сквер
Мытнинский перевоз 1890е гг
Паровик апрель 1917 год
трамвай в Петербурге в начале 20 века
паровик на Большом Сампсониевском проспекте 1909 год

В 1902 году срок действия контракта города с обществом конно-железных дорог закончился и начались подготовительные работы к запуску городских трамваев. Процесс немного затянулся, и трамвайное движение было открыто только 29 сентября 1907 года. Первые трамваи были куплены в Англии (190 вагонов английской фирмы «Brush Mashines»).
Трамвайное движение начиналось в 7:30 утра и заканчивалось в 23 часа. Маршрут делился на зоны. Кондуктор должен был следить за количеством пассажиров в вагоне (не более 34 человек) и запоминать, кому какие билеты продал (для каждой зоны билет своего цвета).

старинный вагон
в старом трамвайном вагоне
старый трамвай в музее

Во время Первой мировой войны, по понятным причинам, количество трамваев резко сократилось, а после Гражданской войны вся система городского общественного транспорта пришла в упадок.
В 20е годы началось постепенное возрождение отрасли: появляются новые маршруты, строятся новые трамвайные парки. В 1927 году завод "Красный путиловец" (Кировский завод) выпустил первую партию трамваев местного производства — МС (моторные стальные), которые сменили старенькие английские «Brush».

трамвай в музее городского электрического транспорта

Население города росло, на маршруты стали выходить трамваи из 4х вагонов, но и это не помогало справиться с потоком пассажиров. И тут советская инженерная мысль заработала: что-то сами придумали, что-то подглядели, и появилась модель - долгожитель “Американка” (1933 - 1979 гг.), затем “слоны”, “стиляга” (уже с отоплением и мягкими сиденьями), “аквариум” и другие.

трамвай в музее городского электрического транспорта Петербурга
старый трамвай в музее городского электрического транспорта Петербурга
старый трамвай в музее городского электрического транспорта

Несмотря на то, что в 1955 году в Ленинграде появился метрополитен, трамваи были востребованы, и к концу 80-х годов трамвайная сеть достигла своих наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что попала в Книгу рекордов Гиннесса. Но со временем утратила свой статус лидера и сейчас занимает 4-е место в мире по протяжённости путей.

рабочее место вагоновожатого
в салоне старого трамвая

Первые троллейбусы появились в Европе в конце 19 века, в нашей стране - только в 1933 году. В отличие от трамваев, на маршруты сразу вышли машины отечественного производства ЛК-1. Главным техническим недостатком первых троллейбусов было большое количество несущих деревянных элементов, плохо защищавших электрическую аппаратуру от влаги, ну и нужно отметить, что они были абсолютно некомфортными. После крупной аварии, в которой погибло 13 пассажиров, эта модель троллейбуса была признана небезопасной и выведена из эксплуатации. До наших дней ни один экземпляр ЛК не сохранился.
Одной из первых моделей был троллейбус ЯТБ-1. Конечно, технически он был несовершенен даже для своего времени, зато уже считался транспортом повышенной комфортности: строго ограниченное количество пассажиров, мягкие сиденья, отопление, шторки на окнах. Первые ЯТБ воспринимались как аттракцион, на них катались для развлечения. Эта модель использовалась для перевозки пассажиров в Ленинграде до середины 1950-х годов. Потом еще некоторое время - для технических нужд, затем превратилась в бытовки и сараи. Долгое время считалось, что ни один ЯТБ до наших дней не сохранился, пока на дачном участке в Ленинградской области не нашли ЯТБ-сарай. Энтузиасты его восстановили и теперь этот троллейбус - экспонат музея. Каждый может зайти внутрь, представить себя пассажиром середины 20 века, а если повезет (или есть много лишних денег) - даже прокатиться.
Следующей моделью был “синий троллейбус” Булата Окуджавы - МТБ-82, более вместительный и комфортный. А за ним уже последовали разные модификации и аналоги, чья буквенная аббревиатура обывателю ни о чем не говорит, не будем тратить на нее время.
Позже появились троллейбусы, имеющие дополнительную дверь в середине салона, за ними - двойные троллейбусы (с “гармошкой”) и даже так называемые троллейбусные поезда.

троллейбус ЯТБ-1
в салоне трамвая
место водителя

Недавно в экспозиции музея появился автобус ЛАЗ-695Н. Мы еще помним такой на улицах города, а для детей - это уже ретро.

автобус ЛАЗ-695Н
в салоне автобуса ЛАЗ-695Н

В музее собрана коллекция различные компостеров, касс, билетов. Часть экспонатов расположена в отдельной витрине, часть - непосредственно на своих местах в вагонах. Первые кассы для самостоятельной оплаты проезда пассажирами появились в Ленинграде в 1958 году. Нужно было опустить монету в кассу и оторвать билет. Переход к этой системе самообслуживания осуществлялся постепенно и последний кондуктор вышел в рейс только 26 февраля 1970 года.
В 80е годы кассы сменились компостерами. Ну этот механизм, наверное, знаком многим, чем-то похож на дырокол. Нужно было купить билет в киоске (или у водителя) и прокомпостировать его, войдя в салон трамвая (троллейбуса, автобуса). Если билет не был “пробит”, он считался недействительным. Компостеры, в свою очередь, прослужили до 90х годов, когда из-за кризисной ситуации пришлось вновь вводить должность кондуктора.

компостеры
трамвайные билеты
касса оплаты проезда в трамвае

Наш небольшой рассказ не содержит полного описания музея, тут нет забавных историй, которые можно узнать на хорошей экскурсии, а фотографии не передают впечатлений от посещения старых вагонов, которые на 100% доступны для посетителей, хоть на голове стой. На первый взгляд невзрачное, плохо освещенное помещение старого депо с каждой минутой открывает посетителям все больше интересного. Это музей, в котором обязательно нужно побывать!