На горнолыжном курорте Эльбрус мы катались два дня (7 и 9 марта), поэтому расскажем общие впечатления от увиденного и испытанного.
Горнолыжный комплекс расположен в поселке Азау, от нашего домика 16 км (примерно 20 минут на машине). Узкая асфальтированная дорога, по одной полосе в каждую сторону.
Движемся вверх по ущелью, Азау расположен примерно на высоте 2300 метров над уровнем моря, поселок Эльбрус - на 1800 м. Для неподготовленного организма жить на такой высоте может быть тяжело. Нас, например, постоянно клонило в сон. Когда в первый день после дороги и бессонной ночи мы проспали весь вечер и ночь, то это еще можно понять, но стабильно засыпать после ужина (и до утра), для нас было необычно.
Дорога по Баксанскому ущелью заканчивается в Азау у подъемников. Вокруг - отели, маленькие кафешки, пункты проката оборудования. Суета, большое количество народа и дым от многочисленных мангалов.
На Эльбрусе два подъемника: старый маятниковый вагончик и современный гондольный, прозванный местными “француженка”. Первая канатно-маятниковая дорога от Азау до станции «Кругозор» (3000 м) была запущена в конце 1960х годов. И порой нам казалось, что с тех времен она ни разу не реконструировалась, особенно когда сопровождающий персонал, чтобы держать двери вагончика закрытыми, перевязывал ручки веревочкой. Мило, по-простому. Так что этот вагончик уже можно считать антикварным транспортным средством прошлого века и использовать как ретро-аттракцион.
Чтобы подняться на станцию «Мир» (3500 метров), нужно сделать пересадку на вторую часть дороги. А до станции «Гарабаши» (3780м) идет уже не вагончик, а кресельная дорога. Помните креселку в мультфильме “Ну, погоди!”?
Дак вот такие штуки до сих пор работают! Конечно, их не всегда включают, но нам повезло, прокатились несколько раз.
Современный подъемник появился на Эльбрусе во второй половине 2000х годов. Маршрут примерно тот же: Азау - Кругозор - Мир. В декабре прошлого года запустили “продолжение” до «Гарабаши» (немного выше старой дороги - до 3847 метров), теперь это вторая по высоте канатная дорога в Европе (лидирует Швейцария).
Мы оба дня пользовались старой дорогой. Во-первых, это экзотика; во-вторых, цена вагончика - 800 рублей в день, а гондолы 2100 рублей, при чем разница в высоте подъема меньше 100 метров. Очереди были везде, особенно 7 марта. Стоять приходилось долго, это бесило жутко.
Первая очередь, в которой пришлось постоять - в кассу. Расписание работы - ненужная условность? Кассир опоздала минут на 30, пришла не торопясь, спокойная и улыбчивая, поболтала с коллегой из соседнего магазина.
Ей уже кричат: “Давайте сюда кассовый аппарат, мы сами пробьем!”. Невозмутимо принялась за работу, на критику “ноль внимания”. Завидуем такой крепкой нервной системе!
Сразу отметим второй момент игнорирования правил - продажа ски-пассов “с рук”. После полудня прямо у касс “француженки” на глазах у охранника народ продает и покупает ски-пассы. Те, кто накатался с утра и больше не собирается
продолжать, сливает ненужные ски-пассы примерно за полцены, хотя рядом крупными буквами написано, что это делать запрещено.
Тут же внизу ходят инструкторы и предлагают свои услуги.
Пару слов об инфраструктуре на горе. Хотите покушать или выпить - добро пожаловать в кафе. Их тут несколько, цены вполне доступные (ниже на фотографии можете заглянуть в меню 2016г.). WC тоже есть (20 рублей). Дежурят спасатели и нам показалось, что скучать им некогда. Травм было очень много.
Говорят, что где-то наверху есть даже музей. Мы не посещали.
Эльбрус - самая высокая горная вершина России и Европы (5642 метра над уровнем моря), но трасса по сути только одна! Да, длинная и интересная, несомненно, но очень странно, почему за столько лет не расширили зону катания, ведь есть куда! Конечно, некоторые участки можно проехать разными путями, но склон один и разница лишь в том, что если держишься левее, то будет проще, правее - сложнее (или наоборот). На Гарабаши есть “выкат”: многие бордеры отстегиваются, но в основном, это стабильно хорошая “красная” или “синяя” трасса. Встречались камни и проплешины, но мы были в марте, солнце активно припекало, и на улице была уже плюсовая температура. Главный недостаток - это огромное количество народа, и так как спуск один, через некоторое время на сложных участках образуется лед и скапливаются новички, а лихие безголовые гонщики, даже не притормозив перед закрытым для обзора участком, выскакивают на голый лед, падают кубарем и тянут за собой народ пачками. Очень страшно оказаться в этом месиве. Кстати, о месиве. Внизу к полудню снег превращается в "кашу" и все, кроме учеников, стараются перебраться на верхние участки.
Плохая организация катания компенсируется великолепными видами. Сияют на солнце заснеженные вершины горных хребтов, и не видно им конца и края. Дух захватывает от этого зрелища. Нам очень повезло с погодой! Тепло и солнечно было все три дня нашего пребывания в Приэльбрусье.
Главный туристический аттракцион - это непосредственно сам подъем на Эльбрус. Туристов массово привозят на автобусах, отправляют вверх на “француженке”, все фотографируются и восторгаются, точнее, почти все (некоторые на высоте чувствуют себя плохо и их побыстрее отправляют вниз на гондоле). Но после этого все равно можно с уверенностью заявлять, что “был на Эльбрусе, видел…”. Для тех, кому высота 3847 метров кажется недостаточно серьезной, есть парочка дополнительных опций: подъем на ратраке от станции «Гарабаши» до “Приют-11” (4100 м) - 500 руб с человека или за 700 руб. до скалы Пастухова (4700 м). Со слов водителя, ратраки поднимают и выше, но сейчас там сплошной лед и нет смысла ехать. Так что высота подъема сильно зависит от погоды. 4700 м - наш личный рекорд. Полнейшая эйфория! Весь кавказский хребет как на ладони!
Эльбрус - вулканического происхождения, считается, что последнее извержение произошло в 50х годах нашей эры (и между прочим, не исключено, что через 50 лет вулкан снова проснется). Камни наверху - необычного черного цвета с яркими белыми вкрапинами. Высота и разреженность воздуха здесь ощущается гораздо сильнее, чем на 3700, особо не побегаешь. Большая часть народа фотографируется и уезжает обратно на ратраке. Хотя спуск, в принципе, несложный и уклон небольшой. На 4000 м - маленькая остановка, чтобы перевести дыхание, и фотосессия, а дальше уже подъемники. От скалы Пастухова до Гарабаши можно кататься круглый год, конечно, если не смущает отсутствие подъемников.
Летом туристов в Приэльбрусье не так много, как в зимний период. В основном, это желающие совершить пеший поход в горы, некоторые покоряют вершины Эльбруса. Восхождение на Эльбрус считается не очень сложным и доступно обычному человеку, например, в 2014 году вершину покорил инвалид-колясочник (а в 2011г. - человек без ноги). Со слов знакомого проводника, чтобы покорить Эльбрус, нужно 30 тысяч рублей и, как минимум, неделя свободного времени.
Необходимой экипировкой обеспечат, а также несколько дней придется пожить в отеле на высоте 4050 метров, чтобы организм адаптировался.
С одной стороны, ничего героического в таком подъеме нет, но с другой - даже профессиональное сопровождение не гарантирует безопасности мероприятия. Погода на вершине может измениться мгновенно, температура опускается до - 50С.
Нам тяжело правильно оценивать этот один из самых старых и популярных не только в советское, но и в наше время, горнолыжных курортов. Конечно, сервис далеко не альпийский, и если ты привык к комфортному катанию, то многое будет казаться диким и непривычным. Но с другой стороны, для наших соотечественников Эльбрус - доступнее и ближе, чем Альпы, а красота местных гор - выше всяких похвал, и если есть возможность, то хотя бы раз приехать сюда нужно непременно, впечатления останутся на всю жизнь.
Если мы что-то упустили в своем рассказе и у Вас есть вопросы, заходите на нашу гостевую страницу - спрашивайте, обязательно ответим, или просто оставляйте комментарии :)